Уникальная память собаки Чейсер

* 12-01-2014, 10:25 * ART * Комментариев: 0

Уникальная память собаки Чейсер
Поделиться картинкой:

Профессор Рейд и доктор Пилли — психологи Уоффордского колледжа (Спартанбург, Северная Каролина) научили собаку породы бордер колли распознавать по названиям более одной тысячи различных предметов. Шестилетняя собака по кличке Чейсер может отыскать в куче мягких игрушек именно ту, которую просит человек. А также пес способен за один раз найти среди сотен предметов не менее 18 из 20 знакомых ей по голосу.

Но только этим достижения Чейсер не ограничивались. Собака могла связывать новое слово с уже знакомыми и даже классифицировать предметы по категориям, например, понимая, что «мячи» относятся к категории «игрушек», а «фрисби» в неё не входят.

Спустя два года собака Чейсер и её хозяин, профессор психологии колледжа Воффорд, снова появились в научном журнале. На этот раз исследование показало, что Чейсер может понимать синтаксическую связь между словами, например она различает фразы «принеси мяч, а не фрисби» или «принеси фрисби, а не мяч».

Изучение значения слова не происходит в одночасье. Как выглядит закулисье процесса дрессировки? Как Чейсер смогла настолько хорошо понимать речь человека?

Ответы на эти вопросы содержатся в интервью, которое Джон Пилли дал редактору блога о собаках на сайте популярного журнала Scientific American Джули Хехт, когда приехал на презентацию своей книги «Чейсер: собака-гений, которая знает тысячу слов».

— Как Чейсер узнала названия более тысячи различных предметов?

- Поначалу я обучал собаку только командам послушания, таким как «Сидеть!», «Стоять!», «Лежать!». Потом она освоила другие команды, например «Ешь!», «Гуляй!», «Ползи!» и др. Я использовал положительное подкрепление в самом начале обучения, но постепенно отказался от подкрепления лакомством.

Уникальная память собаки Чейсер
Поделиться картинкой:


Я знакомил Чейсер с названиями предметов. Например, показывал тарелку фрисби и говорил: «Фрисби». Потом прятал предмет совсем недалеко, чтобы собака могла его найти, и спрашивал: «Где фрисби?» Когда собака находила его и брала в пасть, я хвалил её. Затем задание усложнялось, и предмет прятался уже подальше.
Два раза в день я играл с этим предметом в течение 5 минут. Другие предметы лежали рядом, а название целевого предмета произносилось от 20 до 40 раз. И всегда хвалил собаку, когда она находила именно тот предмет, который я просил.

У нас был метод последовательного обучения. До Чейсер я пробовал знакомить другую собаку одновременно с двумя предметами, но это не работало.

Уникальная память собаки Чейсер
Поделиться картинкой:


— Как вы проверяли, что Чейсер запомнила названия предметов? Был ли у вас способ оценить её долговременную память?

— Спустя несколько недель после знакомства с новыми предметами я проверял Чейсер. Она должна была правильно выбрать конкретный предмет из 8 других. Испытание проводилось не менее 8 раз, и объект, который собаке следовало найти, каждый раз был другим. Если она ошибалась хотя бы раз в одной серии тестов, я останавливал тестирование и снова работал с тем предметом, на котором сбилась Чейсер. В течение трех лет обучения Чейсер правильно выбирала как минимум 90% предметов, так что корректировать приходилось немного.

Каждый месяц я проверял её память обо всех предметах, которые она узнала за время обучения. Я предлагал ей выбрать нужный объект из 20 лежащих на полу. И по очереди просил принести каждый предмет.

— Как насчёт грамматики?

— Чейсер вначале узнала, что её действия могут различаться для конкретных предметов. Со временем она узнала три команды: «Возьми!», «Лапа!» и «Нос!», и позднее они были привязаны к различным предметам. В зависимости от этих команд собака могла взять искомый предмет зубами, показать на него лапой или носом. Например, я говорил Чейсер: «Возьми ягнёнка».

Собака легко выполняла такое указание, именно беря игрушку в пасть. Если собака слышала фразу: «Возьми мяч, а не фрисби», — то не всегда действовала правильно. Мы заметили, что она ориентировалась на последнее слово. Но со временем Чейсер стала очень хорошо понимать такие фразы, как «Принеси фрисби, а не мяч» или «Возьми мяч, а не фрисби». Это доказывает, что она на самом деле стала понимать смысл всей фразы.

— Вы использовали игру в обучении Чейсер?

- Беспокойство и страх подавляют обучение. Игра — один из секретов обучения Чейсер.

— Обычно люди не учат своих собак знанию различных слов, но они уверены, что собака «всё понимает». Как вы думаете, это правда?

— Это довольно безобидное утверждение, если оно не приводит к какой-то отрицательной реакции
вроде критики и наказания собаки. Если же её наказывают за то, что она что-то не поняла в речи человека, вот это плохо. Лучше всегда быть готовым к тому, что собака вас может не понять, если с ней не занимались обучением.

— Помогло ли знание слов стать Чейсер более счастливой?

— Я думаю, что когда во взаимоотношениях больше понимания, то это улучшает связь и тем самым делает счастливее.

— Что люди могут извлечь из истории этой собаки?

— Чейсер — обычная собака. Я надеюсь, что люди будут больше заниматься со своими питомцами, учить их чему-то новому. Я не имею в виду только знание слов, но и просто изучение своей собаки. Узнайте, что делает её счастливой, и дайте ей возможность развиваться.
Просмотров: 1142
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.